Развитие речи у детей первого года жизни

Все молодые родители ждут первых речевых реакций малыша: гуление, лепет. Услышав ожидаемые реакции, большинство мам и пап успокаиваются, думая, что вот оно – нормированное развитие речи. Гуление и лепет действительно имеют колоссальное значение, но это вовсе не означает, что малыш не будет испытывать проблем в своём речевом развитии. И это не означает, что ребёнок заговорит вовремя и полноценно.

Давайте уясним важные моменты:

  • по наблюдению специалистов этап гуления проходят практически все дети, независимо от особенностей развития. Дети с нарушением слуха, дети с ДЦП, дети с нарушением зрения и другими нарушениями онтогенеза гулят в возрасте 2-4 месяцев;
  • в возрасте 1 месяца ребёнок начинает проявлять первые элементы взаимодействия со взрослым в виде плача, крика. Испытывая чувство голода, дискомфорта (холода, сырости), болезненные ощущения малыш активно заявляет о своем желании изменить текущую ситуацию. Именно этот момент и стоит учесть тогда, когда мы говорим о становлении речи у малыша.

  Итак, подводя итог, следует уяснить, что дети гулят практически все, а крик – это начальная форма диалога между ребёнком и взрослым.

Помимо гуления, в обязательном порядке необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

  • Держит ли ребёнок голову?
  • Проявляет ли «комплекс оживления» при общении с близким человеком?
  • Откликается ли на улыбку?
  • Следит ли за игрушкой?
  • Соответствуют ли нервно-психические показатели возрастной норме малыша?

А сейчас поговорим о том, как взрослый может повлиять на речевое развитие ребёнка. Итак, ребёнок плачет. Что делать взрослому? Вступать в контакт с малышом – обязательно отреагировать на его крик. Если ребёнок голоден – покормить, если испытывает дискомфорт – устранить его и т.д. Таким образом, малыш понимает, что его «слышат», любят и принимают. Даже кормление строго в определённое время может негативно сказаться на становлении речи, т.к. ребёнок не успел испытать чувство голода и не заявил о нём.

Следующим после гуления выступает лепет. На этапе лепета малышу уже 6-7 месяцев. И даже лепетная речь не будет показателем отсутствия проблем в будущем. Если малыш в 7 месяцев вдруг произнёс «па-па», то не спешите фиксировать его первое слово. Это физиологически обусловленная работа артикуляционного аппарата. А слово – это осознанное обозначение какого-либо предмета, явления и т.д. «Па-па» в 7 месяцев к осознанности никакого отношения не имеет. 

Как взрослым людям, окружающим малыша, организовать речевую среду?

Во-первых, для речевого развития обязательно звукоподражание («кап-кап», «буль-буль», «мяу», «гав», «у-у-у» и т.д.).

Во вторых, ребёнок должен видеть артикуляцию, мимику взрослого, т.е. необходимо организовать общение «глаза в глаза», т.е. на уровне ребёнка. Было бы здорово, если бы мама использовала яркую помаду – за движением губ малышу будет удобнее следить.

 В-третьих, необходимо организовать пространство вокруг ребёнка, стимулирующее к познавательной активности: книги в соответствии с возрастом, игрушки, сенсорные элементы и т.д.

В-чевёртых, важно уделять внимание темпо-ритмической стороне речи. В этом отличным подспорьем будут колыбельные, потешки, прибаутки.

В-пятых, необходимо уделять внимание щипковому (пинцетному) захвату, когда в захвате участвуют указательный и большой пальцы. Многие знают, что малыш захватывает предмет всеми пальцами руки одновременно. От такого способа захвата необходимо переходить к пинцетному.

В-шестых, контролируйте своевременное введение прикорма. Именно твёрдая пища оказывает существенное влияние на развитие артикуляционного аппарата, укрепляя и стимулируя его.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять